Справочник «Номенклатура» в 1С: УТ и не только

Продолжаю рассказывать о том, как идут дела у ИП Пупкина в проекте по автоматизации учета. Сейчас проект на этапе ввода данных в основные справочники системы 1С: Управление торговлей 8.

Как и обещала, в данной статье я расскажу о том, как формировался справочник номенклатуры. Казалось бы, что в этом такого, вводите перечень товаров, которые продаются в организации и все.

 

Но нет, друзья, я на примере проекта по внедрению 1С УТ 8 у ИП Пупкина хочу рассказать, насколько важно правильно подойти к перечню товаров.

Справочник «Номенклатура» – это товарный классификатор организации.

Правильно составленный и структурированный товарный классификатор – это тот ресурс, который позволит анализировать ассортимент и принимать решения выводе неприбыльных позиций и вводе в ассортимент новых товарных позиций, которые прелагают поставщики.

В организации ИП Пупкина учет велся раньше в 1С ТИС 7.7. Учет был не ахти какой, справочник номенклатуры, товарный классификатор явно требовал пересмотра.

При составлении товарного классификатора у ИП Пупкина возникли некоторые проблемы и разногласия между сотрудниками. Ведь организация Пупкина – оптово-розничная, состоящая из оптового подразделения и нескольких магазинов, в которых разный ассортимент, и разные принципы продвижения товаров. Поэтому у сотрудников возникало желание по-разному структурировать перечень товаров. А поскольку учет вестись будет и по оптовому подразделению и по всем розничным торговым точкам одной информационной базе, необходимо было определиться с общими принципами, по которым будут классифицировать товары в справочнике. После некоторых обсуждений пришли к выводу, что делитьтовары по группам нужно ориентируясь на конечного потребителя товара. Т.е решили делить товары так, как выбирает розничный покупатель.

Товарный классификатор будет «общий» для всей организации. В дальнейшем, анализируя продажи, обороты и прибыль будет составляться ассортиментная матрица для каждого розничного магазина и оптового подразделения. Ассортиментная матрица будет регулярно обновляться и пересматриваться, чтобы ассортимент каждой торговой точки был сбалансирован, привлекателен для покупателя и выгоден для самой организации.

Далее привожу общие правила формирования товарного классификатора, руководствуясь советами известных консультантов по оптимизации ассортимента. Именно ими руководствовались сотрудники в организации ИП Пупкина. После чего привожу выдержку из товарного классификатора, который сформировали сотрудники ИП Пупкина.

Итак, как грамотно составить товарный классификатор?

Товарный классификатор – разделение всех товаров на уровни: классы, товарные группы и товарные категории. При этом товары на каждом уровне объединяются в класс или категорию, или позицию по общим признакам или свойствам.

Выделяют три основных уровня деления товарного классификатора:

1-й уровень – класс товаров:  Чем крупнее формат магазина, тем больше уровней деления. В ряде случаев первым (высшим) уровнем классификатора может являться класс товаров – например, «продовольственные товары» и «непродовольственные товары- то есть то, что в представлении покупателя объединено общим функциональным назначением. Например,  «продовольственные товары» — это то, что едят, а «непродовольственные товары» — то, что никак не едят. Но в магазинах более мелкого формата или там, где все товары однородны (например, магазин торгует только продуктами), выделение класса необязательно.

2-й уровень — товарная группа – это совокупность товаров, объединенных некими общими признаками – видом товара, способом производства и т.д. (Например, «молочные продукты», «хлебобулочные изделия», «вино-водочные изделия», «слабоалкагольные напитки», «безалкогольные напитки» и т.д.). Как правило, в организациях любой торговой специфики этот уровень присутствует и часто является высшим уровнем, ниже которого уже идет товарная категория.

3-й уровень — товарная категория – это совокупность товаров, которые покупатель воспринимает как сходные между собой, или товаров, объединенных совместным использованием. Проще говоря, товарная категория – это то, за каким товаром покупатель идет в магазин. (За молоком. За хлебом. За пивом. За сахаром. За плавленым сыром). Здесь важно провести очень четкий детальный анализ своего конечного потребителя, чтобы понять, какими категориями он мыслит, за чем он пришел в магазин.

 image002

Важно еще раз отметить, что необходимо объединять товары по совокупности общих признаков в представлении конечного покупателя. Часто бывает, когда магазин делает упор на бренды, с которыми удобно работать закупщику (например, организация продаетопределенные товары финского производителя «ХХХ», товары немецкого производителя «ААА», товары французского производителя «ВВВ» и так далее). Но покупатель думает иными категориями – он пришел в магазин за хлебом, маслом и солью. В таком случае правильно сделать так, как удобно покупателю, а классификацию по производителям «ХХХ», «ААА», «ВВВ» и перенести на уровень субкатегорий (или подкатегорий).

Надеюсь, вам будет очень полезна эта информация. По крайней мере у Василия Петровича и его суотрудников получилось довольно-таки неплохо.

Могу сказать, что он все-таки не идеален. Пока. В процессе работы над ассортиментом он будет пересматриваться. Некоторые товарные позиции будут уточнены, переименованы и возможно отнесены в другие товарные категории. Например, товарная позиция «Йогурт «Альпенгурт» 4,5% в асс. 100г  1/24» будет расписана по вкусам. Сейчас, все виды этого йогурта в справочнике как одна товарная позиция.

Поэтому не думайте, что за один-два дня можно навести порядок в справочнике товаров и в ассорименте. Процесс оптимизации ассортимента непрерывен, поскольку каждый день на рынке появляются новые товары, меняются предпочтения покупателей, и вам нужно свой ассортимент держать наиболее оптимальным, т.е. и привлекательным покупателю и прибыльным для вас.

Ну что же, до встречи в следующих статьях, где я продолжу рассказывать о том, как идут дела у ИП Пупкина в его проекте по автоматизации учета.

Автор: Марина Калинина

Стоимость услуг
Наши партнеры
Акция! Сайт для клиента! %