Отмена договора поручительства по государственному контракту – очередная «помощь» малому бизнесу?

Не так давно, а точнее 23.07.2012 года был введен в действие Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который принес многим поставщикам печальную новость.  Был отменен такой способ обеспечения исполнения обязательств по контракту, как договор поручительства.

Поручительство: рождение и смерть

Хочу напомнить, что первоначально 94-ФЗ предусматривал 3-и способа обеспечения исполнения муниципальных и государственных контрактов, а именно страхование ответственности по контракту, безотзывная банковская гарантия, а также залог денежных средств. Я расположил данные виды обеспечения именно в таком порядке не случайно, а точнее от наиболее привлекательного и доступного для многих поставщиков к менее доступному. В 2010 году возможность страхования ответственности по контракту отменили и на смену ему утвердили такой вид обеспечения, как договор поручительства по государственному контракту.

Исключение договора поручительства, как одного из способов обеспечить исполнение обязательств по контракту вызвало массу обсуждений и целый ряд вопросов, как от представителей заказчиков, так и от поставщиков. Наиболее актуальный вопрос, который коснулся представителей обеих сторон —  «Как быть тем поставщикам, которые до момента вступления 122-ФЗ уже успели заключить контракт с заказчиком и в качестве обеспечения предоставить договор поручительства по государственному контракту

Новый закон не запрещает  предоставлять договор поручительства в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту  участникам торгов, которые были размещены до 23.07.2012 года. Под действие новых правил попадают только те торги, которые были размещены после 23 июля.

Т.е. если заказчик не внес изменения в тендерную документацию тех заказов, которые были размещены на сайте до 23.07.2012 года, то участник этих торгов имеет право предоставить в качестве обеспечения контракта – договор поручительства.

Однако новый закон дает право заказчику, по своему усмотрению, внести изменения в условия тендерной документации даже по тем заказам, которые были размещены на сайте до 23.07.2012 года, и соответственно запретить участникам использовать такой вид обеспечения как договор поручительства.

Если же заказчик внес изменения и запретил обеспечение в виде договора поручительства, то разрешаются следующие виды обеспечения исполнения обязательств по контракту – безотзывная банковская гарантия, а также залог денежных средств.

 Кто владеет информацией, тот владеет миром…

В СМИ многократно озвучивались суждения экспертов о том, что договор поручительства, как способ обеспечения себя изжил и дал заработать  большому количеству мошеннических и подставных фирм, которые выдавали «Филькины грамоты». Федеральная антимонопольная служба даже опубликовала на своем сайте официальный реестр недобросовестных поручителей, но и такая мера не принесла положительных результатов. Таким образом, Госдума приняла  решительные меры и отменила столь ненадежный вид обеспечения.

Действия мошенников за время существования данного способа поручительства «поспособствовали» значительному пополнению реестра недобросовестных поставщиков (РНП) доверчивыми участниками торгов. Поскольку этот способ поручительства был наиболее доступным и простым для большинства поставщиков, то многие в надежде сэкономить попались на удочку мошенников. Ни громкие призывы ФАС, ни публикации в авторитетных источниках не смогли многих предостеречь от совершения горьких ошибок. Итог такой экономии довольно неприятный. Сведения об организации или ИП попали в реестр недобросовестных поставщиков. Это своего рода «черная метка»  и невозможность принять участие в торгах на ближайшие 2 года.

Надежно, но дорого

В настоящий момент, после отмены договора поручительства, участники могут воспользоваться только двумя видами обеспечения: безотзывной банковской гарантией или залогом денежных средств.

Выиграли от такого нововведения только заказчики, а вот малый и средний бизнес лишился доступного способа обеспечения. Банковская гарантия дело дорогое и не быстрое, а про залог денежных средств и говорить не стоит,  т.к. в таком случае участник должен обладать достаточным объемом свободных оборотных средств, чтобы полноценно принимать участие в торгах. Денежное обеспечение могут себе позволить лишь крупные компании с большими прибылями, но никак не средний бизнес или ИП.

После принятия 122-ФЗ несколько представителей российских банков, заверили, что они готовы поддержать систему государственного заказа и заключать договоры на предоставление банковских гарантий на выгодных для организаций условиях.

Безотзывная банковская гарантия и залог денежных средств, несмотря на меньшую привлекательность для поставщиков, прошли проверку временем и смогли доказать на практике свою надёжность. Однако «липовые» банковские гарантии и сейчас не редкость, а как сложится ситуация в дальнейшем, покажет время. Но если есть спрос, то будет и предложение, а как мы все с Вами знаем,  предложение это может быть не самого высокого качества. Поэтому будьте бдительны и не попадайтесь в руки мошенников.

Стоимость услуг
Наши партнеры
Акция! Сайт для клиента! %