Зарплата при простое – за счет чего платить?

В части третей ст. 72.2 ТК РФ сказано, что  простой — это   приостановление работы  на время по причинам, которые носят экономический, технологический, технический или организационный характер.

Процедура оплаты  простоя предусмотрена ст. 157 ТК РФ.  В ней сказано, что  время при простое по вине работодателя оплачивают  в размере не менее 2/3 средней заработной платы сотрудника организации.

Допустим, предприятие  оплатило работникам время простоя в размере двух третей средней заработной платы. Но куда же относить затраты?

 

ПБУ 10/99 «Расходы организации» устанавливает порядок признания расходов для целей бухучета. В п.4 говорится, что расходы предприятия, в зависимости от того, каков характер, условия осуществления и направления деятельности предприятия, делятся на:

1. расходы по обычным видам деятельности;

2. прочие расходы.

К прочим расходам следует отнести расходы, которые не подпадают под категорию обычной деятельности.

Расходы признают за тот отчетный период, когда они были произведены, вне зависимости от намерения получения дохода.

В  п.5 ПБУ 10/99 сказано, что  расходы по обычным видам деятельности — это  расходы, которые связаны с изготовлением  и продажей  произведенной продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и  оказанием услуг.

Прямые расходы, напрямую связанные с выпуском готовой продукции, оказанием услуг и выполнением работ (куда включены также расходы на заработную плату персонала основного производства), производится по дебету сч. 20 «Основное производство» с кредита счетов по  учету производственных запасов (счет 10), расчетов с работниками по оплате труда (счет 70) и т.д. При отсутствии  доходов в отчетном периоде, допускают наличие сальдо на сч. 20,  показывающее стоимость «незавершенку» (НЗП, незавершенное производство) на последний день месяца.

Тем не менее, расходы на время приостановленной деятельности ( при простое),  не стоит отражать в составе расходов по обычным видам деятельности и  они не могут формировать остатки НЗП, ведь расходы, которые производило предприятие в  период отсутствия  производства продукции  (в частности выплата двух третей среднего заработка), не отвечают понятию расходов по обычным видам деятельности.

Получается, что в составе расходов по обычным видам деятельности   нельзя учитывать отсутствие выпуска продукции в период простоя. Соответственно, вести их учет на  на сч. 20 «Основное производство» является некорректным. Эти расходы и убытки  нужно отразить в  прочих расходах с отнесением на сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Итак, бухгалтерские проводки, которые отражают период простоя, могут выглядеть следующим образом:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 02

- отражается в составе прочих расходов амортизация основного оборудования во время простоя;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 70

- начисление оплаты труда работникам за время простоя;

Дебет 70 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»

-  удержание налога с доходов работников;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 69

- начисление страховых взносов.

Стоимость услуг
Наши партнеры
Акция! Сайт для клиента! %